КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Ликвидация неграмотности взрослого населения (ликбез)
В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся.
В апреле 1924 г. в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». В 1921-1927 гг. в республике обучалось около 200 тыс. человек. К концу 1928 г. в республике было лишь 25% грамотных, среди казахов около 10%. В декабре 1931 г. ввели всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет.
Расходы на образование Казахстана в 1928 г. — 12 млн. руб., в 1932 — 60, в 1937 г. — 447, в 1940 г. — 682 млн.
В 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев — культармейцев. За годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев.
В 1936 году в ликпунктах обучалось более полумиллиона человек. Методическую помощь оказывали журнал «Аул мугалим» («Аульный учитель»), газета «Тоте жол» («Прямой путь»).
В 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. Ряд городов — Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (Тараз), Риддер (Лениногорск), Чимкент, поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности.
Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.
В 1929 году казахская письменность переведена с арабской графики на латинскую, в 1940 — с латинской на кириллицу. Казахи были искусственно оторваны от арабского, мусульманского мира, культурного наследия Востока.
Народное образование
В мае 1926 г. Совет Народных Комиссаров принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Был взят курс на сокращение одно- и двухгодичных школ и увеличение «трехлеток» и «четырехлеток». Для девушек восточных национальностей были открыты школы в Чимкенте, Алма-Ате, Туркестане, Урде.
В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, с весны 1931 г. — в районах с кочевым населением. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана.
Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании учебников на родном языке. Иллюстрированный букварь, созданный А.Байтурсыновым, выдержал в 20-е годы несколько изданий.
В создании учебников и методической литературы для казахских школ в 20-е гг. принимали активное участие С.Сейфуллин, С.Садвакасов, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М.Жумабаев, К.Кеменгеров.
Организаторами издания учебников на казахском языке выступили члены редакционной коллегии при Госиздате Казахской АССР в составе А.Байтурсынова, А.Букейханова, С.Садвакасова, Х.Болганбаева, Ж.Аймаутова. В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани. Составителем первого учебника алгебры на казахском языке был К.И.Сатпаев, географии — Букейханов.
Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей, а на 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных. За 1934/35 учебный год число интернатов увеличилось с 127 до 221.
Положительную роль в школьном строительстве республики сыграло постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматривавшее развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку специалистов в Казахстан.
Накануне войны в Казахстане было более 44 тыс. учителей. В 1939 г. 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», удостоены С.Кобеев, Л.И.Добранская, Н.В.Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев и другие.
Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции.
Профессиональное образование и формирование интеллигенции Казахстана
В 1928 г. в Казахстане открыт первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая. В 1931-1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл-ординский пединституты. Первенцем сельхозвузов стал Алма-атинский ветеринарно-зоотехнический институт(1929 г.), затем Казахский сельскохозяйственный институт (1930 г.). В марте 1931 года начал свой первый учебный год Алма-атинский медицинский институт (АГМИ) над которым шефствовала Ленинградская военно-медицинская академия.
В 1934 году открыт Казахский государственный университет им. С.М. Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр. В 1934 г. в столице открылся Казахский горно-металлургический институт, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек. За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации.
В вузах и техникумах различных регионов страны обучалось около 20 тыс. казахстанцев. Большой вклад в становление высшей школы внесли С.Д.Асфендиаров, Т.Жургенев, С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, М.Ауэзов, К.Жубанов.
Были созданы техникумы — горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов.
Вузы и средние специальные учебные заведения отражали сырьевой характер промышленности. Вузы испытывали недостаток в выпускниках средней школы, особенно казахской молодежи.
В годы довоенных пятилеток была заложена основа национальной советской интеллигенции в Казахстане, вышедшей из рабочих и колхозного крестьянства. Был уничтожен тот тонкий слой интеллигенции, который сложился до революции.
Наука
20-30-е годы — период становления науки в Казахстане. Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана (октябрь 1920 г.). В работе естественно-географической, этнографической и историко-археологической секций принимали участие видные ученые С.Асфендиаров, А.В.Затаевич, А.Диваев, К.Жубанов. А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Жолдыбаев, А.П.Чулошников, А.Ю.Якубовский. Филиалы Общества действовали в городах Петропавловске и Кокчетаве, Уральске и Урде.
В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараз. Научно-исследовательскую работу в области здравоохранения вел санитарно-бактериологический институт при Наркомздраве КазССР. Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН CCCP. Комплексная экспедиция АН СССР в 1926-1927 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.