ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА. ШОКАН УАЛИХАНОВ

Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повлияли потребности освоения богатств края.Востоковед академик В.В.Радлов владея казахским языком собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал Образцы народной литературы тюркских племен.Историю Казахского ханства в XVXVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII в. написал русский ученый востоковед В.В.ВельяминовЗернов.Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 18471857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак в стихотворении Мои думы он сравнивает жизнь казаха и украинца.Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 18351865 гг. Имя данное Шокану Уалиханову при рождении МухаммедКанапия.В 1847 г. 12летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири  Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 г. 18летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник.Фундаментальный научный труд О состоянии Алтышара… в котором содержится анализ истории географии социальной жизни народов Восточного Туркестана является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашнарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл Манас и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш. Уалиханова посвященный восстанию дунган в Цинской империи опубликован в 1865 г.Казахский ученый второй половины XIX века Ш. Уалиханов за огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии заслужил мировое признание.До административнотерриториальной реформы 18671868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.Примером давления на исламские школы являются Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России принятые в 1867 г. Оренбургским губернатором. Еще более усложнило работу мектебов и медресе правительственное решение от 26 марта 1870 г. Об особых правилах относительно инородцевхристиан и татармагометан которое внесло изменение в деятельность религиозных школ. Специальным Положением от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях. Открытие в Казахстане конфессиональных школ в частности мектебов и медресе санкционировалось только генералгубернатором. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ мектебов и медресе внимание чиновников уделялось прежде всего преподаванию русского языка. Мектебы и медресе где не было налажено преподавание русского языка закрывались распоряжениями военных губернаторов. Правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе усматривая в них рассадников пантюркизма и панисламизма.В конце XIX века правительство на просвещение в Казахстане тратило от 55 до 195 копеек на душу населения.В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила революция 19051907 гг.Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц получивших образование в русских и русскоказахских школах. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.В 1883г. первая общественная библиотека в Казахстане была открыта в городе Семипалатинске. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.

0 голосов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *