КАЗАХСТАН НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

КАЗАХСТАН НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
3241.  В начале 2000-х годов Демократическая партия Казахстана «Ак жол», партия «Демократический выбор Казахстана» и Коммунистическая партия перед выборами в Мажилис Парламента составили оппозиционное крыло.
3242.  Указ, в соответствии с которым столицей Казахстана стала Акмола, был подписан Президентом в сентябре 1995 года.
3243.  Переезд столицы Казахстана в Акмолу состоялся в 1997 году.
3244.  Столица Казахстана Акмола переименована в Астану 6 мая 1998 года
3245.  Торжественная презентация новой столицы Казахстана Астаны состоялась 10 июня 1998 г.
3246.  По посланию президента «Казахстан-2030» первым стратегическим приоритетом в развитии республики является национальная безопасность.
3247.  Перспективные цели развития Казахстана определены в работе Н.А.Назарбаева «Казахстан 2030»
3248.  Стратегия «Казахстан — 2030», наметившая 7 основных долгосрочных приоритетов развития республики была, принята в 1997 году.
3249.  Президент познакомил народ со своей стратегией развития Казахстана до 2030 года в конце 1997 года
КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА САКОВ
3250.  Город саков Чирик-Рабат
3251.  В 300 км от областного центра Кызылорда находится сакское городище Чирик-Рабат
3252.  На раскопках городища Бабиш-Молда археологами найдены изделия, созданные саками
3253.  Погребальное сооружение саков курган
3254.  Звериный стиль в степных районах Евразии начал распространяться с VII в. до н.э.
3255.  Саки познакомились с традицией «звериного стиля» во время походов в Переднюю Азию и Иран
3256.  У саков роль талисманов и амулетов играли изделия с изображением зверей.
3257.  Украшения и изделия, найденные в сакских курганах, относят к звериному стилю
3258.  Изображения, ставшие основой сакского стиля в искусстве звери
3259.  Сакская культура была распространена в период железа.
3260.  Погребение в большом Бесшатьгрском кургане названо «царским»
3261.  Бесшатырские погребения относятся к V-IV в. до н.э.
3262.  Самыми известными из сакских памятников являются курганы Иссыкские
3263.  «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике Иссыкском кургане.
3264.  Курган Иссык, обнаруженный археологом Акишевым, находится в Алматинской области
3265.  «Золотой человек» является одним из самых ярких памятников культуры саков
3266.  Одежда «Золотого человека» украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч
3267.  Среди находок в Иссыкском кургане особый интерес ученых вызван серебряной чашей с надписью
3268.  Древнейшая для Казахстана надпись на серебряной чаше была найдена в кургане Иссык.
3269.  Надпись на серебряной чаше из Иссыкского кургана пока не расшифрована
3270.  Саки имели собственную письменность, утверждает археолог К.Акишев
3271.  Ученые считают похороненного в Иссыкском кургане человека царевичем
РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
3272.  По утверждению древнегреческого историка Геродота соседями савроматов были аргиппеи.
3273.  В раннем железном веке на северо-западе Сарыарки жили аргиппеи.
3274.  В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположены курганы «царские».
3275.  Только в Зайсанском района Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов эпохи раннего железа, 50 из них носят название «царские».
3276.  Тасмолинская культура на территории Центрального Казахстана относится к сакским племенам исседонам.
3277.  На территории Казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов получило развитие в эпоху раннего железа.
3278.  Памятники раннего железного века Сарыарки отнесены учеными к культуре Тасмолинской
3279.  Памятник раннего железа — Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Павлодарской области.
3280.  Тасмолинская культура эпохи раннего железа характерна для Центрального Казахстана
3281.  В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения: в большом хоронили человека, в малом кургане — лошадь.
3282.  Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами»
3283.  По мнению некоторых ученых курганы с «усами» периода раннего железа на территории Центрального Казахстана играли роль маяка.
3284.  Особенностью структуры стада, племен периода раннего железа в Северном Казахстане, было большое количество крупного рогатого скота.
3285.  Жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни в I тысячелетии до н.э.
3286.  Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в, до н.э.
3287.  Шиликтинский «Золотой курган» датируется VIII-VII вв. до н.э.
3288.  На территории Восточного Казахстана имеются грандиозные «царские» курганы эпохи раннего железа, место их наибольшего скопления Шиликтинская долина.
3289.  Шиликтинские курганы обнаружены в Восточном Казахстане
3290.  Открытие царского погребения VIII в. до н.э из Шиликтинского кургана №1 является археологической сенсацией и воспринято как третий «золотой человек».
3291.  Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе и на Кавказе, они датируются III-І вв. до н.э.
3292.  Культура племен Северного Казахстана в I тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана.
3293.  Археологические находки доказывают, что Северный Казахстан в период раннего железа стал связующе-перевалочным регионом между металлургическими центрами Казахстана и Восточной Европой
3294.  Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют культуру Улыбай-тасмолинскую
3295.  Железные доспехи, найденные в городище Чирик-Рабат, принадлежат племени саков
3296.  Железные доспехи сакского война были найдены археологами на городище Чирик-Рабат
3297.  В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией о чем свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.
3298.  В эпоху железа у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать черты монголоидные.
3299.  Находимые в Северном Казахстане предметы искусства раннего железного века относятся к «звериному стилю»
3300.  В искусстве сарматов сложился «звериный стиль» в VII-VI вв. до н.э.
3301.  Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане развивается полихромный стиль с VII-V вв. до н.э.
3302.  В Ш-V вв. н.э. у степных племен развивается стиль искусства полихромный.
3303.  Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VII -V в. до н.э. развивается «полихромный стиль».
3304.  Полихромный стиль достиг расцвета в III-V вв. н.э.
ОСЕДЛАЯ И ПОЛУКОЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В VJ-IX ВЕКАХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР
3305.  Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных зимовок.
3306.  Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в.
3307.  Основные экономические и культурные центры Казахстана в VI-IX в. находились в Семиречье и Южном Казахстане.
3308.  В VI веке Испиджаб — крупный торговый город на Шелковом пути, назывался Сайрам.
3309.  В XIII веке Испиджаб — крупный торговый город на Шелковом пути, стал называться Сайрам.
3310.  По сведениям М.Кашгари в VI в. название Сайрам носил город Испиджаб.
3311.  «Тимы» — караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями найдены в средневековом городе Испиджабе
3312.  В городе Испиджабе обнаружены караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями тимы.
3313.  Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб.
3314.  Один из крупнейших политико-экономических центров Южного Казахстана в VI-VIII вв. Отрар.
3315.  О развитии ремесла в раннесредневековом Казахстане известно в основном по археологическим находкам
3316.  Предметом торговли таразских купцов было добываемое в верховьях реки Талас серебро
3317.  Тюркские луки были составные.
АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI-IX ВВ.)
3318.  В VI-IX вв. вдоль караванных путей тюрки строили «сардобы» — купольные сооружения над колодцами.
3319.  В VI-IX вв. тюрки строили «сардобы» — купольные сооружения над колодцами вдоль караванных путей.
3320.  В VI-IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» — строения из камня в виде юрты на месте захоронения людей.
3321.  Тюркские памятники в стиле «дын» — строения из камня на месте захоронения людей в виде юрты относится к периоду доисламскому.
3322.  Буддийские храмы относящиеся к VII-VIII вв. найдены на месте города Суяб.
3323.  На месте города Суяб найдены относящиеся к VII-VIII вв. буддийские храмы.
3324.  На месте города Суяб найдены буддийские храмы, которые относятся к VII-VIII вв.
3325.  Наскальные рисунки петроглифы
3326.  Архитектурное сооружение на границе между Казахстаном и Каракалпакией Билеули
3327.  Памятники средневековой скульптуры Казахстана тюркского периода балбалы
3328.  Каменные скульптуры «балбалы» тюрки устанавливали на месте захоронения знатных людей.
3329.  Каменные скульптуры, установленные на месте захоронения знатных людей, в древнетюркских письменах называли «балбал».
3330.  На территории Казахстана новые виды памятников — скульптуры с вереницами балбалов появились с приходом тюрков
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ
3331.  Посланники Западнотюркского каганата доставили в Византию письмо написанное скифским письмом.
3332.  Древние тюрки пользовались рунической письменностью.
3333.  Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе родовых тамг
3334.  Письменный знак родового имени у тюркских племен тамга.
3335.  В эпоху раннего средневековья на основе родовых тамг, был создан алфавит древнетюркский.
3336.  Древнетюркская письменность появилась в середине I тыс. до н.э.
3337.  Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо
3338.  Распространение ислама и арабской письменности сузили применение тюркского письма
3339.  На территории Казахстана впервые найдены тюркские надписи в долине реки Талас
3340.  Первым и блестящим образцом древнейшего письменного творчества тюрков являются древнетюркские письменные памятники «Культегин» и «Тоньюкок».
3341.  Древнейшие памятники древнетюркской письменности — «Культегин» и «Тоньюкок» являются историческими поэмами.
3342.  Древнейшие памятники древнетюркской письменности — «Культегин» и «Тоньюкок» являются историческими дастанами.
3343.  Крупнейшим из тюркских рунических текстов являются каменные стелы в честь Бильге-кагана и Культегина
3344.  Древнетюркские стелы в честь Бильге-кагана и Куль-Тегина написаны руническим письмом.
3345.  Памятники древнетюркской литературы «Культегин» и «Тоньюкок» созданы в период Тюркского каганата
3346.  К литературе тюркоязычных народов VIII — IX в. относится книга «Коркыт-Ата».
3347.  Коркыт был знаменитым акыном и кобызистом
3348.  Более древний вариант поэмы «Огузнаме» был записан в ХIII в. известным персидским историком Рашид ад-Дином.
3349.  В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри.
3350.  В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству, покровительнице очага и детей Умай.
3351.  В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей.
3352.  В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись волку.
3353.  Древние тюрки изготавливали талисманы (тумары) из когтей волка
3354.  В период раннего средневековья поклонялись Кок бори (волку) племена тюрков.
3355.  Талисман из когтей и шерсти зверя — покровителя племени тумар
3356.  По Шелковому пути из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан с середины I в. до н.э. начал(о) распространяться буддизм.
3357.  В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы.
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IХ-НАЧАЛЕ XIII ВЕКОВ
РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕМЕСЛА
3358.  Общий подъем городской культуры на территории средневекового Казахстана наблюдается в Х-ХII вв.
3359.  В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в Х-ХII вв.
3360.  Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в Х-ХII вв.
3361.  Более ста местонахождений средневековых городов найдено только на территории Жетысу.
3362.  В Х-ХII вв. наблюдается увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада.
3363.  Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в Х-ХII вв.
3364.  В Х-ХII вв. самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар.
3365.  Центральная часть города шахристан.
3366.  Рабад — часть средневекового города, где жили бедняки (простолюдины).
3367.  Часть средневекового города, где жили ремесленники и торговцы рабад
3368.  В IХ- XII вв. рост числа жителей в тюркских городах шел более быстрыми темпами за счет оседания кочевников
3369.  Шах Хорезма Мухаммед Текеш в 1210, 1217-1218 годах чеканил монеты в городе Отрар
3370.  Санитарно-очистительное сооружение в средневековых городах ташнау
3371.  Тип очага в XII-XVIII веках тандыр
3372.  В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовали заинтересованность во взаимной торговле.
3373.  Торговля, носившая характер ярмарок в IX-XII вв. наиболее интенсивно велась в пограничных с кочевым миром городах.
3374.  О наличии денежной торговли в средневековье говорят находки монет
3375.  Дирхемы — это монеты, которые тюрки изготавливали из серебра.
3376.  В денежном обращении Караханидов ходили все типы дирхемов.
3377.  В ХІ-ХII вв. на территории Казахстана в связи с «серебряным кризисом» дирхемы чеканили из меди и покрывали слоем серебра.

0 голосов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *