Новейшая история Казахстана: казахская ССР — составная часть Советского союза

Навигация по всем темам новейшей истории находится тут.

В середине 1980-х годов Казахстан входил в состав СССР в качестве союзной республики — Казахская ССР.

Флаг Казахской ССР

Флаг Казахской ССР
Историческая справка

Казахская Советская Социалистическая Республика — республика, вхо­дившая в состав Союза ССР. Образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920 года со столицей в Оренбурге. В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924—1925 годах все казахские земли объединились. Тогда же Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР. В марте 1930 года от нее была отделена Каракалпакия, позже переданная в состав Узбекской ССР. 5 декабря 1936 года Казахской АССР был придан статус союзной рес­публики с названием Казахская Советская Социалистическая Республика. 10 декабря 1991 года название государства «Казахская Советская Социа­листическая Республика» было изменено на «Республика Казахстан». 16 декабря 1991 года Казахстан объявил о своей независимости. До установления символов Казахстана еще предстоит немалый путь.

Карта Казахской ССР

Для понимания событий позднесоветского периода (1985-1990 гг.) в Казахстане, приведших к возникновению независимого государства, необходимо рассмотреть иерархию управленческой (политической и экономической сфер) структуры Советского Союза. Это позволит понять сущность управленческого механизма, концепцию кризиса во взаимоот­ношениях между центром и республикой, что в свою очередь облегчает задачу изучения истории советского Казахстана, и раскрывает истоки становления республики в новых условиях.

В политической структуре СССР существовало 4 ветви власти: поли­тическая, административная, представительская и контрольная.

Административная ветвь была образована государственными орга­нами управления производством, распределением, потреблением, уче­том, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами.

Представительская ветвь была образована Советами народных депу­татов и их органами управления.

Контрольная ветвь была сформирована государственными органами, в функцию которых входили законо- и нормоохранительная деятельность (прокуратура, народные суды, Государственный арбитраж, Комитет на­родного контроля, Госатомнадзор и аналогичные общегосударственные контрольные институты), а также структурными подразделениями ми­нистерств и ведомств, осуществляющими надзор за соблюдением норм и правил (санитарно-эпидемиологические станции Минздрава, охотин- спекции и др.).

Политическая ветвь — Коммунистическая партия Советского Союза, которая, согласно параграфу 6 Основного закона государства, была элементом общей структуры власти. Ветвь политического руководства
Историческая справка

Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) — единственная политическая партия в Советском Союзе (СССР) в 1920-1991 гг. В б-й статье Конституции СССР 1977 года сказано, что «вооруженная марк­систско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет гене­ральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью со­ветского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма». После провала путча ГКЧП в августе 1991 года деятельность партии была приостановлена. Указом от 6 нояб­ря 1991 года деятельность КПСС была прекращена, ее организационная структура — распущена.

возглавлялась Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС, которому были подчинены секретарь ЦК — руководитель Секретариа­та ЦК, и секретари ЦК КПСС, курирующие отдельные сферы управле­ния. Существовало по меньшей мере два уровня иерархии секретарей. К первому уровню относились секретари — члены Политбюро, ко второ­му, секретари ЦК партий союзных республик и первые секретари обко­мов партии. Следующий уровень иерархии политического руководства составляли заведующие отделами ЦК КПСС, осуществляющие полити­ческое руководство пропагандой, наукой, образованием и просвещени­ем, культурой, строительством, машиностроением, административными органами и всеми другими сферами государственной жизни.

Административная ветвь возглавлялась Председателем Совета Ми­нистров СССР, и включала глав союзных министерств и ведомств, пред­седателей Госкомитетов Совета Министров СССР. Связи в администра­тивной ветви осуществлялись через коллегии, куда входили министры, первые заместители и заместители министров, начальники ведущих главков и управлений.

Представительскую ветвь власти возглавлял Председатель Прези­диума Верховного Совета СССР, которому были подчинены первый заместитель и заместители — представители всех союзных республик. Следующий уровень иерархии в этой ветви — председатели палат Со­вета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, кото­рые координировали деятельность председателей постоянных комиссий палат Верховного Совета. Члены постоянных комиссий представитель­ской ветви, выбирались из числа депутатов Верховного Совета. Высшие уровни исполняли решения, принятые высшим законодательным орга­ном представительской власти — сессией Верховного Совета СССР, ко­ординирующей деятельность административной и контрольной ветвей власти. Координирующими органами выступали заседания постоянных комиссий Верховного Совета, палат Верховного Совета и Президиума Верховного Совета СССР — рабочего органа представительской ветви.

Контрольная ветвь специфична тем, что в ней отсутствовал первый руководитель. На самом высшем уровне иерархии задано существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного кон­троля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР, специализированные государственные контрольные институты.

Политбюро ЦК КПСС было образовано высшими руководителями всех ветвей власти, кроме контрольной. Это отражало роль права и пра­воохранительных органов в функционировании системы управления об-

ществом. Координирующая роль Политбюро ЦК КПСС осуществлялась Пленумом ЦК КПСС, в работе которого принимали участие высшие руководители государства и партии, а также руководители республикан­ских и областных парторганизаций, деятели науки и культуры.

Высшим координирующим органом, осуществлявшим стратегическое управление, являлся съезд КПСС. В функции съезда входили выборы ЦК КПСС и определение основных направлений политического и экономи­ческого развития страны на большие промежутки времени — «пятилетки».

В представительских формах координирующие органы направляли деятельность только трех ветвей власти — административной, представи­тельской и контрольной. Президиум Верховного Совета СССР осущест­влял функции оперативной координации деятельности. Он принимал указы, другие нормативные акты, которые становились законами после утверждения сессией Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили все высшие руководители ветвей власти, в том числе и контрольной. Сессия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, являлась высшим координирующим орга­ном власти в области право- и нормотворчества, а также в назначении на высшие должности в административной, представительской и конт­рольной ветвях. Сессии Верховного Совета СССР собирались два раза в год, обычно после пленумов ЦК КПСС.

Функционирование системы управления обществом определялось съездом КПСС, который задавал цели развития и средства их достиже­ния на пять лет.

Историческая справка

Союз Советских Социалистических Республик был создан 30 декабря 1922 года, занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по пло­щади страной мира. После Второй мировой войны СССР, наряду с США, был сверхдержавой. Советский Союз доминировал в мировой системе со­циализма, а также был постоянным членом Совета Безопасности ООН.

В 1989—1990 годах все республиканские Верховные Советы приняли декла­рации о государственном суверенитете, некоторые из них — декларации независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведен Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но цент­ральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. За неудавшимся государственным переворотом ГКЧП последовало официальное признание независимости прибалтийских республик. Официально СССР прекратил свое существование 26 декабря 1991 года.

Высшему уровню управления страной был субординирован уровень «Союзная республика». В нем сохранялись все отношения, государст­венного уровня. Иерархии административной, политической, предста­вительской и контрольной ветвей власти были устроены так же, как и на высшем уровне управления. Отличие касалось административной ветви, где существовали предприятия и организации, подчиняющиеся непос­редственно союзным министерствам и ведомствам. Управление такими организациями координировалось партийными органами республики.

Координационные отношения осуществлялись через коллегии ми­нистерств и ведомств, Советы Министров, коллегии бюро Советов Ми­нистров, Президиумы Верховных Советов республик, бюро партийных комитетов, пленумы и съезды партий.

В системе управления областью происходило дальнейшее ветвление административной, представительской и контрольной ветвей.

Административная ветвь на уровне области включала предприятия союз­ного и республиканского подчинения, которые не были связаны никакими координационными отношениями с местными органами власти. Влияние на их деятельность могли оказывать лишь органы политического управле­ния — обкомы КПСС. Предприятия и организации областного подчинения, вопреки своему названию, имели двойное подчинение: исполкомам мест­ных Советов депутатов трудящихся и республиканскому министерству.

На областном уровне представительская и административная ветви (разделенные на республиканском и союзном уровнях), образовывали в дополнение к четырем ветвям власти, специфичных для высших уров­ней управления, еще две: административно-контрольную и контрольно­исполнительскую.

Руководители предприятий непосредственно подчинялись замести­телям союзных и республиканских министерств. Первые заместители руководителей предприятий и организаций были подчинены руководи­телям предприятий.

0 голосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *