Новейшая история Казахстана: Политический кризис. Принятие новой конституции

Трагические октябрьские события 1993 года в России, силовая ликвидация Верховного Совета в Москве повлияли на ход дальней­ших политических процессов в Казахстане. Все яснее становилась необходимость президентской власти для проведения экономических преобразований, курса на модернизацию Казахстана. После роспуска КПСС и создания управленческой вертикали Советы потеряли преж­нее значение, так как, по сути, тормозили ход экономических реформ и законодательной базы по становлению гражданского общества. По­литические разногласия между правительством и парламентом резко обострились.

Со второй половины 1990-х годов начался процесс поэтапного фор­мирования государственно-политической системы современного Казах­стана. Однако он не был идеально гладким.

В Конституционный суд был подан иск кандидата в депутаты Татья­ны Квятковской, которая требовала признать недействительными выбо­ры по Абылайхановскому избирательному округу города Алматы.

На фото — КВЯТКОВСКАЯ Татьяна Григорьевна.
Решение суда по делу Квятковской

Решением Конституционного Суда Республики от 6 марта 1995 года, Верховный Совет, избранный 7 марта 1994 года, был признан нелеги­тимным (в связи с нарушением Кодекса о выборах).

Проявляя последовательность в своем стремлении довести до кон­ца начатые реформы, во имя стабильности государственной власти, Президент воспользовался предоставленным ему Конституцией пра­вом и внес 8 марта возражение на постановление Конституционного суда.

Председатель Верховного Совета Абиш Кекилбаев внес в Конститу­ционный суд возражение на его постановление от 6 марта по иску граж­дански Квятковской Т.Г. о конституционности некоторых постановле­ний Центральной избирательной комиссии Казахстана. Согласно статье 131 Основного Закона республики, данное постановление Конститу­ционного суда было приостановлено.

В итоге не соответствующими Конституции были признаны некото­рые документы Центризбиркома Республики Казахстан, применение которых нарушало равенство прав граждан во время их участия в выборах, способствовало созданию избирательных участков, не равнозначных по численному составу избирателей. Также были выявлены многочис­ленные примеры нарушения подсчета голосов.

30 августа 1995 года во всенародном референдуме приняли участие 8212773 граждан, или 81,14% электората. Только 9,9% участников референдума высказались отрицательно. В итоге за новую Конститу­цию Республики проголосовало 89% участников референдума.

В соответствии с 40 статьей 3 раздела Конституции, Президент оп­ределяет направления внутренней и внешней политики страны явялется Символом и гарантом единства народа и государственной власти, обес­печивает унифицированное действие ветвей государственной власти, Сохранение ответственности органов власти перед народом Казахстана.

Тем самым Президент выступает высшим арбитром между ветвями власти и обладает соответствующими полномочиями.

Таким образом, особенностью новой Конституции и зафиксирован­ной в ней государственно-политической системы управления страной является усиление института президентства, что в целом соответствует вызовам современной эпохи.

Казахстан — свободное общество, поэтому не удивительно, что тен­денция усиления института президентства, отраженная в Конституции 1995 года и в реальной практике государственного строительства, вы­звала в обществе дискуссии о наличии авторитарных признаков в политической системе Казахстана. Следует учесть, что расширение пол­номочий Президента как главы государства связано с необходимостью некоренного завершения реформ в социально-экономической сфере и условиях транзитного периода. Так называемая «чистая» демократия » сложной внутренней и внешней ситуации середины и второй полови­ны 1990-х годов была бессильна. События в соседней России показали, что «двоевластие» в условиях незрелости демократических традиций не столь эффективно, более того — разрушительно. Как известно, в период политического кризиса в Москве пролилась кровь, погибли люди. Учтя этот негативный опыт, Казахстан принял Конституцию 1995 года и обес­печил твердую государственную власть в стране.

Впервые в Конституцию было введено понятие «Парламент» как де­мократический институт, апробированный во многих странах и доказав­ший свою эффективность. Новая Конституция определила полномочия во взаимоотношениях Президент — Парламент и Президент—Правительство. Парламент был признан высшим полномочным органом, осуществляю­щим законодательную деятельность Республики Казахстан. В соответствии с конституционными полномочиями, Парламент мог выступать от имени народа, а также утверждать основные принципы и нормы, регулирующие определенные стороны государственных и общественных отношений. Всему этому был предвестник — декабрь 1986 года.

0 голосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *