КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVI-XVII ВЕКАХ

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVI-XVII ВЕКАХ
3471.  В XV веке сформировался самостоятельный национальный язык казахский
3472.  Казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык в XV в.
3473.  В период Золотой Орды и Белой Орды официальным языком был кыпчакский
3474.  В XV-XVII в.в. казахи пользовались арабской графикой.
3475.  Казахи в XVI-XVII вв. покровителя огня называли От-ана
3476.  Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем аластау
3477.  Состязание «кокпар» означает конная игра по отбиранию туши козла.
3478.  Религия, которую активно распространяла в степи правящая казахская элита в XVI -XVII вв. ислам.
3479.  Традиционные формы повествования о богатырских деяниях развиваются в жанре героического эпоса
3480.  Персонажи устного народного творчества Аяз би и Жиренше встречаются в сказках.
3481.  Жанр произведений «Ер Сайын», «Ер Едите», «Сказание об Алпамысе» эпос.
3482.  Популярным акыном XVI в. был Сыпыра-жырау
3483.  Представители казахской устной поэзии XVI-XVII вв. Доспамбет-жырау и Жиембет.
3484.  В 1490 г. родился в городе Азове Доспамбет жырау.
3485.  Бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром-военачальником был Жиембет жырау.
3486.  Известные казахские акыны XV века Асан Кайгы и Казтуган
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ XVI-XVII ВЕКОВ
3487.  Историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме»
3488.  Историю Южного и Западного Казахстана ХIII -XIV вв. описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме».
3489.  В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани»
3490.  Произведение Усмана Кухистани «Тарих-и Абулхайр-хани»
3491.  В 40-х годах XVI в. историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани» написал Усман Кухистани
3492.  Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение «Джами ат-тауарих»
3493.  Образец казахской исторической литературы XVI- XVII в. является сочинение «Джами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири.
3494.  Автор книги «Джами ат-тауарих» («Сборник летописей») Кадыргали Жалаири.
3495.  Свое произведение «Сборник летописей» Кадыргали Жалаири подарил Борису Годунову.
3496.  Русскому царю Борису Годунову посвящен и передан памятник исторической литературы XVI- XVII в. «Джами ат-тауарих».
3497.  Памятник исторической литературы XVI- XVII в. сочинение Кадыргали Джалайри «Джами ат-тауарих» написан арабским алфавитом на казахском языке
3498.  Памятник исторической литературы XVI- XVII в. сочинение Кадыргали Джалайри «Джами ат-тауарих» написан казахском языке арабским алфавитом
3499.  Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет Мухаммад Хайдар.
3500.  Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет Мухаммад Хайдар в книге «Тарих и Рашиди»
3501.  Летописью истории казахских племен и народов Могулистана, является научный труд XVI в. на персидском языке «Тарих-и-Рашиди».
3502.  Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди» сочинение Мухаммед Хайдара.
3503.  Произведение историка XVI века Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди».
3504.  Исторический научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара написан на персидском языке.
3505.  О казахско-могульских отношениях в XVI-XVII вв. в период правления Буйдаша, Хакназара, Есима, Жангира повествуется в историческом труде Шах-Махмуда Чораса «Хроника».
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII В.
3506.  Результатом экспедиции Г.Ф.Миллера во второй половине XVIII в. явился труд «Сибирская история», которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза.
3507.  Благодаря своим многочисленным трудам о Казахстане стал членом-корреспондентом Российской Академии наук и пользовался уважением М.В.Ломоносова П.И.Рычков.
3508.  Поэты — свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии
3509.  Серьезным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта ХVIII в. Татикара
3510.  Аблай, Богенбай и другие яркие личности ХVIII в. занимают центральное место в произведениях поэта Татикара
3511.  Политическую историю казахской государственности ХVIII в. воссоздает поэтическое наследие Бухар-жырау
3512.  Один из лучших вариантов «Козы Корпеш — Баян Суду» принадлежит акыну XVIII в. Жанаку
3513.  Акыну ХVIII в. Жанаку принадлежит один из лучших вариантов «Козы Корпеш — Баян Сулу».
3514.  Мудрость и величие Аблай хана в своих произведениях прославляли деятели культуры ХVIII в. Таттикара и Умбетей-жырау.
3515.  Содержание многочисленного поэтического наследия выдающегося литератора XVIII в. Бухар-жирау, в основном историко-философские.
3516.  Известные поэты ХVIII века, прославившие в своих произведениях хана Аблая Татикара, Умбетей, Бухар.
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ В.
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕОДЕНИЯ
3517.  Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном, потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков).
3518.  «Азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей из числа коренного населения открыта в 1789 году.
3519.  Для подготовки переводчиков и чиновников из коренного населения в 1789 г была открыта Азиатская школа
3520.  1789 г. открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения.
3521.  «Азиатская школа», открытая в 1789 г. в казахской степи, готовила переводчиков и писарей.
3522.  Военное училище в Оренбурге, готовившее чиновников для российской правящей администрации было открыто в 1825 г.
3523.  Неплюевский кадетский корпус в 1844 году был открыт в городе Оренбурге
3524.  Открытое в 1813 году в Омске военное училище готовило чиновников для правящей администрации
3525.  Основная цель открытия в Казахстане в первой половине ХIХ в. русско-казахских школ и училищ подготовить служащих для колониальной администрации.
3526.  В первой половине ХIХ в. открытие в Казахстане русско-казахских школ и училищ преследовало основную цель подготовить чиновников низшего звена из коренного населения
3527.  В 1841г. в Ханской ставке, Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа.
3528.  Первая казахская светская школа начала функционировать в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира в 1841 г.
3529.  Школу с обучением на русском и татарском языках в Букеевской Орде 1841 году организовал хан Жангир.
3530.  В 1841 г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на языках татарском и русском
3531.  В 1841 году открыли школу с преподаванием на русском и татарском языке в Букеевской Орде
3532.  В первой половине ХIХ в. в деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании на родном языке
3533.  Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И.Тайманову и М.Утемисову выражал В.И.Даль.
3534.  Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, В.И.Даль выражал сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М.Утемисову
3535.  В.И.Даль описал жизнь казахов Оренбургского края в повести «Бокей и Мауляна».
3536.  Жизнь казахов Оренбургского края описал в повести «Бикей и Мауляна» В.И.Даль.
3537.  В Повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.
3538.  В 30-е годы ХIХ века А.С.Пушкин побывал в Оренбурге и Уральске.
3539.  В 1833 г. А.С.Пушкин был в Оренбурге, для сбора материалов о пугачевском восстании.
3540.  Цель приезда А.С.Пушкина в Казахстан сбор материалов о Пугачевском восстании.
3541.  Сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. содержится в произведении А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта»
3542.  В 1833 году А.С.Пушкин был в Оренбурге, где собирал материал для книги «История Пугачевского бунта»
3543.  Будучи в Уральске А.С.Пушкин записал поэму «Козы Корпеш — Баян Сулу».
3544.  Поэму «Козы Корпеш и Баян сулу» Пушкин А.С. записал в городе Уральске
3545.  В 1833 г. в городе Уральске сделал записи казахской поэмы« Козы-Корпеш — Баян Сулу» А.С.Пушкин
3546.  Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «Пугачевский бунт».
3547.  В 40-х гг. ХГХв. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина.
3548.  1848-1849 гг. для изучения Аральского моря, была направлена экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова
3549.  Русский историк, написал обстоятельный труд по истории казахов в первой половине ХIХ века Левшин
3550.  В первой половине ХIХ в. русским ученым А.Левшиным было написано трехтомное исследование Описание киргиз-кайсацких орд и степей.
3551.  Трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» принадлежит русскому ученому первой половины ХIХ в. Левшину
ССЫЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ В КАЗАХСТАНЕ
3552.  После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь в том числе в крепости по Иртышу и на Оренбургскую линию.
3553.  После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе и в города Северного Казахстана.
3554.  Получил разрешение от коменданта Бухтармы лечить местных жителей участник восстания 1825 г. в России декабрист М.Муравьев-Апостол.
3555.  «Много лечил, много помог в Бухтарме» — писал ссыльный первой половины XIX века М.Муравьев-Апостол
3556.  Ценным историческим источником первой половины ХГХ века является составленная В.Вольховским «Карта племен Младшего жуза»
3557.  Политический ссыльный, составитель «Карты племен Младшего жуза» В.Вольховский
3558.  Отзывы о казахской земле в очерке «Поездка в Илийскую крепость» принадлежат А.Коровкову
3559.  Декабрист, сосланный в Усть-Каменогорск, позже участвовал в путешествиях знаменитых немецких путешественников по Казахстану С.Семенов
3560.  В экспедиции по изучению северо-восточного побережья Каспийского моря в первой половине ХIХ века участвовал Г.Карелин
3561.  Музей при Неплюевском кадетском корпусе был открыт в Оренбурге в 1831 году
3562.  Открытый в 1831 г. музей при Неплюевском кадетском корпусе в г. Оренбурге демонстрировал историю этого края и быт населения.
3563.  Музей при Неплюевском кадетском корпусе, который демонстрировал историю края и быт населения, открыт в 1831 г. в городе Оренбурге
3564.  В собрании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе, открытом в 1831 г., активное участие принимал хан Жангир.
3565.  Был сослан в Семипалатинск за политические взгляды Ф.М.Достоевский
3566.  Великий русский писатель Ф.М.Достоевский отбывал каторгу в Омске
3567.  Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве солдата в город Семипалатинск.
3568.  Внимание писателя Достоевского, сосланного в Семипалатинск, к истории этого края выразилось собирал археологические памятники
3569.  Казахский ученый — друг Ф.Достоевского Ш.Уалиханов.
3570.  Ф.М.Достоевский находясь в Семипалатинске встретился и высоко оценил научные поиски молодого ученого Уалиханова.
3571.  В первой половине ХIХ века распространению идей русского демократического движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы.
КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.
3572.  По силе таланта и гражданской позиции на первом месте среди казахских поэтов в первой половине ХIХ в. стоит имя Махамбета.
3573.  Казахский поэт, один из предводителей восстания в Букеевской Орде Махамбет Огемисулы.
3574.  Годы жизни Махамбета Утемисова 1804-1846 гг.
3575.  Махамбет Огемисулы в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге в качестве воспитателя ханского наследника.
3576.  В качестве воспитателя сына хана Джангира Махамбет Огемис-улы в 1824-1829 гг. жил в городе Оренбурге
3577.  Поэт Махамбет Огемис-улы был воспитателем и наставником сына хана Жангира в течение 5 лет.
3578.  Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом
3579.  Жить в дружбе с русским народом призывал активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет.
3580.  Автор стихов «Баймагамбет султану», «Согыс», один из предводителей восстания 1836-1838 гт. в Букеевской Орде Махамбет
3581.  Своеобразной летописью восстания 1836-1838 гт. являются стихи Махамбета Утемисова.
3582.  Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания и помогают увидеть причины и цели движения 1836-1838 гг.
3583.  Махамбет Утемисов был убит в 1846 г.
3584.  Махамбет Отемис-улы был предательски убит людьми султана Баймагамбета
3585.  Поэт и оратор первой половины XIX века Шернияз
3586.  Дальнейшее развитие традиции импровизаторства получили в творчестве акына первой половины 19 в. Шернияза
3587.  Выдаюшийся мастер айтыса первой половины XIX в., лишенный зрения Шоже Каржаубайулы
3588.  Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш — Баян Суду» был записан Шоже Каржаубайулы.
3589.  В ХIХ в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суюнбай
3590.  Самый популярный поэт Семиречья ХIХ в. среди воспитанников которого был Жамбыл Суюнбай.
3591.  Ученик и последователь Суинбая, поэт Жамбыл.
3592.  Свадебный головной убор девушки носит название саукеле.
3593.  Головной убор женщины, одеваемый через год после замужества желек.
3594.  Головной убор — кимешек, казахская женщина надевала после рождения детей.

1 голос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *