КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVI-XVII ВЕКАХ
3471. В XV веке сформировался самостоятельный национальный язык казахский
3472. Казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык в XV в.
3473. В период Золотой Орды и Белой Орды официальным языком был кыпчакский
3474. В XV-XVII в.в. казахи пользовались арабской графикой.
3475. Казахи в XVI-XVII вв. покровителя огня называли От-ана
3476. Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем аластау
3477. Состязание «кокпар» означает конная игра по отбиранию туши козла.
3478. Религия, которую активно распространяла в степи правящая казахская элита в XVI -XVII вв. ислам.
3479. Традиционные формы повествования о богатырских деяниях развиваются в жанре героического эпоса
3480. Персонажи устного народного творчества Аяз би и Жиренше встречаются в сказках.
3481. Жанр произведений «Ер Сайын», «Ер Едите», «Сказание об Алпамысе» эпос.
3482. Популярным акыном XVI в. был Сыпыра-жырау
3483. Представители казахской устной поэзии XVI-XVII вв. Доспамбет-жырау и Жиембет.
3484. В 1490 г. родился в городе Азове Доспамбет жырау.
3485. Бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром-военачальником был Жиембет жырау.
3486. Известные казахские акыны XV века Асан Кайгы и Казтуган
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ XVI-XVII ВЕКОВ
3487. Историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме»
3488. Историю Южного и Западного Казахстана ХIII -XIV вв. описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме».
3489. В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани»
3490. Произведение Усмана Кухистани «Тарих-и Абулхайр-хани»
3491. В 40-х годах XVI в. историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани» написал Усман Кухистани
3492. Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение «Джами ат-тауарих»
3493. Образец казахской исторической литературы XVI- XVII в. является сочинение «Джами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири.
3494. Автор книги «Джами ат-тауарих» («Сборник летописей») Кадыргали Жалаири.
3495. Свое произведение «Сборник летописей» Кадыргали Жалаири подарил Борису Годунову.
3496. Русскому царю Борису Годунову посвящен и передан памятник исторической литературы XVI- XVII в. «Джами ат-тауарих».
3497. Памятник исторической литературы XVI- XVII в. сочинение Кадыргали Джалайри «Джами ат-тауарих» написан арабским алфавитом на казахском языке
3498. Памятник исторической литературы XVI- XVII в. сочинение Кадыргали Джалайри «Джами ат-тауарих» написан казахском языке арабским алфавитом
3499. Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет Мухаммад Хайдар.
3500. Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет Мухаммад Хайдар в книге «Тарих и Рашиди»
3501. Летописью истории казахских племен и народов Могулистана, является научный труд XVI в. на персидском языке «Тарих-и-Рашиди».
3502. Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди» сочинение Мухаммед Хайдара.
3503. Произведение историка XVI века Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди».
3504. Исторический научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара написан на персидском языке.
3505. О казахско-могульских отношениях в XVI-XVII вв. в период правления Буйдаша, Хакназара, Есима, Жангира повествуется в историческом труде Шах-Махмуда Чораса «Хроника».
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII В.
3506. Результатом экспедиции Г.Ф.Миллера во второй половине XVIII в. явился труд «Сибирская история», которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза.
3507. Благодаря своим многочисленным трудам о Казахстане стал членом-корреспондентом Российской Академии наук и пользовался уважением М.В.Ломоносова П.И.Рычков.
3508. Поэты — свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии
3509. Серьезным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта ХVIII в. Татикара
3510. Аблай, Богенбай и другие яркие личности ХVIII в. занимают центральное место в произведениях поэта Татикара
3511. Политическую историю казахской государственности ХVIII в. воссоздает поэтическое наследие Бухар-жырау
3512. Один из лучших вариантов «Козы Корпеш — Баян Суду» принадлежит акыну XVIII в. Жанаку
3513. Акыну ХVIII в. Жанаку принадлежит один из лучших вариантов «Козы Корпеш — Баян Сулу».
3514. Мудрость и величие Аблай хана в своих произведениях прославляли деятели культуры ХVIII в. Таттикара и Умбетей-жырау.
3515. Содержание многочисленного поэтического наследия выдающегося литератора XVIII в. Бухар-жирау, в основном историко-философские.
3516. Известные поэты ХVIII века, прославившие в своих произведениях хана Аблая Татикара, Умбетей, Бухар.
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ В.
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕОДЕНИЯ
3517. Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном, потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков).
3518. «Азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей из числа коренного населения открыта в 1789 году.
3519. Для подготовки переводчиков и чиновников из коренного населения в 1789 г была открыта Азиатская школа
3520. 1789 г. открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения.
3521. «Азиатская школа», открытая в 1789 г. в казахской степи, готовила переводчиков и писарей.
3522. Военное училище в Оренбурге, готовившее чиновников для российской правящей администрации было открыто в 1825 г.
3523. Неплюевский кадетский корпус в 1844 году был открыт в городе Оренбурге
3524. Открытое в 1813 году в Омске военное училище готовило чиновников для правящей администрации
3525. Основная цель открытия в Казахстане в первой половине ХIХ в. русско-казахских школ и училищ подготовить служащих для колониальной администрации.
3526. В первой половине ХIХ в. открытие в Казахстане русско-казахских школ и училищ преследовало основную цель подготовить чиновников низшего звена из коренного населения
3527. В 1841г. в Ханской ставке, Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа.
3528. Первая казахская светская школа начала функционировать в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира в 1841 г.
3529. Школу с обучением на русском и татарском языках в Букеевской Орде 1841 году организовал хан Жангир.
3530. В 1841 г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на языках татарском и русском
3531. В 1841 году открыли школу с преподаванием на русском и татарском языке в Букеевской Орде
3532. В первой половине ХIХ в. в деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании на родном языке
3533. Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И.Тайманову и М.Утемисову выражал В.И.Даль.
3534. Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, В.И.Даль выражал сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М.Утемисову
3535. В.И.Даль описал жизнь казахов Оренбургского края в повести «Бокей и Мауляна».
3536. Жизнь казахов Оренбургского края описал в повести «Бикей и Мауляна» В.И.Даль.
3537. В Повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.
3538. В 30-е годы ХIХ века А.С.Пушкин побывал в Оренбурге и Уральске.
3539. В 1833 г. А.С.Пушкин был в Оренбурге, для сбора материалов о пугачевском восстании.
3540. Цель приезда А.С.Пушкина в Казахстан сбор материалов о Пугачевском восстании.
3541. Сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. содержится в произведении А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта»
3542. В 1833 году А.С.Пушкин был в Оренбурге, где собирал материал для книги «История Пугачевского бунта»
3543. Будучи в Уральске А.С.Пушкин записал поэму «Козы Корпеш — Баян Сулу».
3544. Поэму «Козы Корпеш и Баян сулу» Пушкин А.С. записал в городе Уральске
3545. В 1833 г. в городе Уральске сделал записи казахской поэмы« Козы-Корпеш — Баян Сулу» А.С.Пушкин
3546. Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «Пугачевский бунт».
3547. В 40-х гг. ХГХв. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина.
3548. 1848-1849 гг. для изучения Аральского моря, была направлена экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова
3549. Русский историк, написал обстоятельный труд по истории казахов в первой половине ХIХ века Левшин
3550. В первой половине ХIХ в. русским ученым А.Левшиным было написано трехтомное исследование Описание киргиз-кайсацких орд и степей.
3551. Трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» принадлежит русскому ученому первой половины ХIХ в. Левшину
ССЫЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ В КАЗАХСТАНЕ
3552. После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь в том числе в крепости по Иртышу и на Оренбургскую линию.
3553. После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе и в города Северного Казахстана.
3554. Получил разрешение от коменданта Бухтармы лечить местных жителей участник восстания 1825 г. в России декабрист М.Муравьев-Апостол.
3555. «Много лечил, много помог в Бухтарме» — писал ссыльный первой половины XIX века М.Муравьев-Апостол
3556. Ценным историческим источником первой половины ХГХ века является составленная В.Вольховским «Карта племен Младшего жуза»
3557. Политический ссыльный, составитель «Карты племен Младшего жуза» В.Вольховский
3558. Отзывы о казахской земле в очерке «Поездка в Илийскую крепость» принадлежат А.Коровкову
3559. Декабрист, сосланный в Усть-Каменогорск, позже участвовал в путешествиях знаменитых немецких путешественников по Казахстану С.Семенов
3560. В экспедиции по изучению северо-восточного побережья Каспийского моря в первой половине ХIХ века участвовал Г.Карелин
3561. Музей при Неплюевском кадетском корпусе был открыт в Оренбурге в 1831 году
3562. Открытый в 1831 г. музей при Неплюевском кадетском корпусе в г. Оренбурге демонстрировал историю этого края и быт населения.
3563. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, который демонстрировал историю края и быт населения, открыт в 1831 г. в городе Оренбурге
3564. В собрании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе, открытом в 1831 г., активное участие принимал хан Жангир.
3565. Был сослан в Семипалатинск за политические взгляды Ф.М.Достоевский
3566. Великий русский писатель Ф.М.Достоевский отбывал каторгу в Омске
3567. Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве солдата в город Семипалатинск.
3568. Внимание писателя Достоевского, сосланного в Семипалатинск, к истории этого края выразилось собирал археологические памятники
3569. Казахский ученый — друг Ф.Достоевского Ш.Уалиханов.
3570. Ф.М.Достоевский находясь в Семипалатинске встретился и высоко оценил научные поиски молодого ученого Уалиханова.
3571. В первой половине ХIХ века распространению идей русского демократического движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы.
КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.
3572. По силе таланта и гражданской позиции на первом месте среди казахских поэтов в первой половине ХIХ в. стоит имя Махамбета.
3573. Казахский поэт, один из предводителей восстания в Букеевской Орде Махамбет Огемисулы.
3574. Годы жизни Махамбета Утемисова 1804-1846 гг.
3575. Махамбет Огемисулы в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге в качестве воспитателя ханского наследника.
3576. В качестве воспитателя сына хана Джангира Махамбет Огемис-улы в 1824-1829 гг. жил в городе Оренбурге
3577. Поэт Махамбет Огемис-улы был воспитателем и наставником сына хана Жангира в течение 5 лет.
3578. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом
3579. Жить в дружбе с русским народом призывал активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет.
3580. Автор стихов «Баймагамбет султану», «Согыс», один из предводителей восстания 1836-1838 гт. в Букеевской Орде Махамбет
3581. Своеобразной летописью восстания 1836-1838 гт. являются стихи Махамбета Утемисова.
3582. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания и помогают увидеть причины и цели движения 1836-1838 гг.
3583. Махамбет Утемисов был убит в 1846 г.
3584. Махамбет Отемис-улы был предательски убит людьми султана Баймагамбета
3585. Поэт и оратор первой половины XIX века Шернияз
3586. Дальнейшее развитие традиции импровизаторства получили в творчестве акына первой половины 19 в. Шернияза
3587. Выдаюшийся мастер айтыса первой половины XIX в., лишенный зрения Шоже Каржаубайулы
3588. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш — Баян Суду» был записан Шоже Каржаубайулы.
3589. В ХIХ в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суюнбай
3590. Самый популярный поэт Семиречья ХIХ в. среди воспитанников которого был Жамбыл Суюнбай.
3591. Ученик и последователь Суинбая, поэт Жамбыл.
3592. Свадебный головной убор девушки носит название саукеле.
3593. Головной убор женщины, одеваемый через год после замужества желек.
3594. Головной убор — кимешек, казахская женщина надевала после рождения детей.