КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА

В начале XX века народное образование Казахстана было связано с общественнополитической ситуацией. Закон о развитии просвещения принятый царским правительством в 1906 году положил начало открытию смешанных русскоказахских школ. В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей. Одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария не удовлетворяла потребности в них местных школ. В конце XIX  начале XX века в Казахстане открываются так называемые новометодные учебные заведения. Которые предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины но и новую методику. Колониальная администрация поддерживала противников нового метода для мектебов но они постепенно вытесняют старометодные.В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурноuj уровня масс в Казахстане как и во всем СССР были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией развития школ и печати па родном языке театров клубов подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства расширения для этих целей школ и курсов.В колониальной окраине каким был Казахстан старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них примыкавшие к алашскому движению пострадали в ходе революции. Край не располагал и материальнотехнической базой для развёртывания культурного строительства.Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло Общество долой неграмотность. В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушекказашек а также девушек других восточных национальностей для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. АлмаАте Туркестане Урде.В 19301931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах весной 1931 года  в районах с кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По инициативе комсомольцев в 1928 голу начался Всеказахстанский культурный поход ставший формой ликвидация неграмотности.В конце 20х годов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую а через 10 лет  с латинской на кириллицу. В результате реформы казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия которое было создано народами Центральной Азии.Города Риддер АулиеАта Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65 а среди казахов  40. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50х годов.Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической литературной и переводческой деятельностью создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 гг. в Оренбурге А. Байтурсынов издает сборник стихов Маса затем иллюстрированный букварь. В 19131917 гг. он является редактором газеты Казах издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. В этот период складывается современный литературный казахский язык. К этому периоду относится творчество Асфендиара Кубеева который начал с перевода произведений русских писателей в 1910 году выходит сборник переведённых басен Крылова а в 1913 году издаётся роман Калым. С.Торайгыров сначала сотрудничает с журналом Айкап позже пишет роман Камар Суду. Редактором журнала Айкап издававшегося с 1911 года был М. Сералин он занимался в основном журналистской деятельностью а также переводческой перевёл поэму Фирдоуси РустемЗораб. У истоков казахской советской литературы стоял продолжатель традиций Абая  С. Сейфуллин он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал Марсельезу казахской молодежи и первый историкореволюционный роман отразивший положение народа в период революций и гражданской войны  Трудный путь опасный переход. М. Дулатов стал автором первого казахского романа Бакытсыз Жамал. Он также переводит на казахский язык А.Пушкина М.Лермонтова. И.Крылова Ф.Шиллера. Шакарим Кудайбердиев племянник Абая написал философские и исторические труды наиболее известные из них Родословия тюрков киргизов казахов и ханских династий ЕнликКебек Условия мусульманства. Ж.. Копеев был видным представителем клерикальнофилософского направления. М.Жумабаев перевёл на казахский язык Гёте Гейне. Искусным переводчиком проявил себя и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов. В 19161917 гг. в Ташкенте К.Тогусов издаёт еженедельную газету Алаш. В эти годы начинается творческий путь казахского прозаика и драматурга Ж.. Аймаутова.Шла работа по установлению политического контроля над творчеством писателей и поэтов. С этой целью в 1926 году создаётся Казахская ассоциация пролетарских писателей имевшая свой печатный орган Кус жолы.Первый педагогический институт которому позже было присвоено имя Абая был открыт в 1928 году. В 19291931 гг. в АлмаАте открылись институты ветеринарнозоотехнический сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в АлмаАте Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженернотехнических кадров в республике в 30е годы XX века положило открытие Казахскою горнометаллургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в АлмаАте была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие учёные.2 сентября 1933 года принято Постановление СНК РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 2030е годы XX века крупным центром изучения истории этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР которая первоначально имела два направления зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте АулиеАты. В 1935 году С. Асфандиаров издает Историю Казахстана с древнейших времён.В 2030е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал 1000 песен и кюев киргизского казахского народа композитор и этнограф А. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича 1000 песен и кюев киргизского казахского народа. Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе. В январе 1926 года в КзылОрде был открыт казахский национальный театр который возглавил талантливый режиссёр  Жумат Шанин в 1937 году он стал называться Казахский академический театр драмы. В 1933 году в АлмаАте открыт уйгурский музыкальнодраматический театр. В 1937 году в КзылОрде открыт корейский театр. В 30е годы XX века Алмаатинском отделение треста Востоккино положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на Ленфильме поставили первую казахскую звуковую кинокартину Амангельды.В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства на которой были представлены оперы КызЖибек Жалбыр. Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла.Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве русского художникареалиста В.Верещагина. За ним закрепилась слава знаменитого живописцабаталиста. Фрагментами его картин были эпизоды войны за присоединение Туркестана к России. Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях по исследованию ХанТенгри Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев.Первым архитектором старой АлмаАты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчества стал СвятоВознесенский кафедральный собор в Верном уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года.В 2030е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в те годы наносило идеологизированиеС одной стороны высокими темпами шла ликвидация неграмотности создавались вузы с другой стороны террор не щадил интеллигенцию и был нанесён урон национальной культуре.

0 голосов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *