курс истории казахстана НИКУЛИН С.В.РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗАХСТАНОМ

РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗАХСТАНОМ
Ликвидация ханской власти в Казахстане

В первой половине XIX в. начинает развиваться местная промышленность и промыслы. Казахи из Прииртышья и Урала, Прикаспия, Арала и Зайсана превратили ловлю рыбы в постоянный промысел. Из соленых озер в Западном и Северо-Восточном Казахстане, стали добывать соль на продажу. В восточных и центральных районах Казахстана начали осваиваться месторождения цветных металлов и каменного угля. В середине ХIX в. в Казахстане были построены водяные и ветряные мельницы, кузницы, рудоплавильные, салотопенные и кожевенные заводы, дававшие продукции на 70 000 руб. Казахи стали работать на предприятиях горнодобывающей промышленности. На Уральской линии число отходников (сезонных работников) увеличилось с 6 тыс. человек в 1820 г. до 8 тыс. в 1824 г. Первая половина XIX в. — время оживления торговых связей Казахстана со среднеазиатскими ханствами, Сибирью и Китаем. В целях обеспечения безопасности караванов через правительство России в мае 1803 г. разрешено купцам содержать вооруженные отряды. В Западном Казахстане крупным торговым центром стала Ханская ставка. В 1855 г. в Семипалатинске были учреждены две городские ярмарки. В торговле со Средней Азией не было равных Петропавловску. В 1849 г. сюда доставлены товары из Ташкента на 5 тыс. верблюдах и 150 арбах. Расширяющаяся казахско-русская торговля открывала путь для приспособления хозяйства Казахстана к нуждам экономического развития России. Усиливая политическое дробление Среднего жуза, царское правительство назначило в 1815 г. второго хана Буквя (Бокея). После смерти хана Букея в 1817 г. и хана Вали (Уали) в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены. Сложившееся положение было использовано для ликвидации ханской власти и введения новой системы управления Средним жузом. «Устав о сибирских киргизах» 1822 г. был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского, участие принимал будущий декабрист Г.С.Батеньков. Главной целью «Устава» была ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана Средний жуз был разделен на аулы, волости, округа. Аул состоял из 50-70 кибиток, волость — 10-12 аулов, округ — 15-20 волостей. Средний жуз составлял «Область сибирских киргизов», которая подчинялась Омской области. Омская, Томская и Тобольские области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в Тобольске, а с 1839 г. — в Омске. Позже управление сибирскими казахами было возложено на Пограничное управление. Практически неограниченные полномочия приобретал пограничный начальник. Генерал-губернатор утверждал старшего султана с его одобрения. Пограничный начальник единолично утверждал казахских заседателей окружного приказа и волостных управителей, вел переговоры по пограничным делам с соседними владетелями; управлял казахами. Область делилась на внешние и внутренние округа Казахские кочевья отошли к внешним округам, создаваемым на правобережье Иртыша Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы. Формальное руководство округом передавалось старшему султану. Старший султан избирался султанами, его приравнивали к чину майора российской службы, а через 9 лет службы (3 срока) он мог рассчитывать на дворянское звание. Старшего султана, как раньше хана, поднимали на белом войлоке. Старшие султаны избирались на 3-года с правом дальнейшего переизбрания. Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался, его власть переходила по наследству, но обязательно утверждало в должности областное правление. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса Султаны, не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешиваться в управление. Аульные старшины избирались каждые 3 года, запрещалось переизбираться на последующие сроки. Аульный старшина утверждался в должности окружным приказом. Судебные дела по «Уставу» делились на 3 категории: уголовные, исковые и жалобы на правление. Уголовные дела рассматривались в окружных приказах на основании законов Российской империи. Предварительное следствие велось бием с участием российского чиновника. По требованию казахов рассматриваемые дела решались на основании местных старых законов, но окружной приказ имел право пересмотра решений биев. «Устав» 1822 г. создавал условия для расширения торговли между Россией и Казахстаном. Казахи могли пригонять на российский рынок свои стада. Продажа вина запрещалась. Караванная торговля не облагалась пошлиной, а султан мог отправлять караваны за фаницу. Реформа открыла путь к освоению богатств казахского края. Длительное время оппозицию в Младшем жузе возглавлял султан Коротай Нуралиев. Большинство казахов в нижнем течении Сырдарьи признавали ханом Арынгазы. По «Уставу об оренбургских киргизах», разработанному П.К.Эссеном в 1822 г., планировалось назначение в Младший жуз трех ханов, но такое предложение было отвергнуто и Устав не был утвержден. Он был принят в Азиатском комитете лишь в 1824 г. Хан Шергазы был вызван в Оренбург и принят на службу, а ханская власть на территории Младшего жуза упразднена. Ханская власть сохранялась до 1845 г. лишь во Внутренней орде (Букеевское ханство), образованной в 1801 г. в междуречье Волги и Яика.
Реформы 1867-1868 гг. В Казахстане

По времени реформы совпали с отменой крепостного права и буржуазными реформами в России. Распространение капиталистических отношений на окраины такжеберег начало с этого времени. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю степь на две области — Западдтую и Восточную. Предложения комиссии были вручены Оренбургскому генерал-губернатору А.П.Безаку. В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.Л.Крыжановский. В 1865 г. для подготовки реформы образована Степная комиссия, ее возглавил член совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гирс. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления. Проект реформы по Тургайской. Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областями был подготовлен комиссией Ф.К.Хирса, Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дандевиль, Ф.К.Гейнс, подготовила проект по Семиреченской и Сырдарьинской областям. В 1867 г. царь Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а в 1868 г. — «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер-наторства». Вся казахская территория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора Каждое генерал- губернаторство делилось на области. Уральская и Тургайская области относились к Оренбургскому. Акмолинская и Семипалатинская — к Западно-Сибирскому, Семиреченская и Сырдарьинская — к Туркестанскому генерал-губернаторствам. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже в Закаспийскую область. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном. Стоявший во главе области военный губернатор одновременно являлся наказным атаманом казачьих войск. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе советников. Согласно реформам области делились на уезды. Один из двух помощников уездного начальника, назначаемый генерал-губернатором, был из представителей местной правящей верхушки. Уездным начальникам подчинялись полиция, воинские части, учреждения уезда Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состоявшие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати волостные и аульные утверждались вышестоящим колониальным руководством. Султаны-чингизиды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались отналогов. В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов, они избиратись и утверждались областными военными губернаторами. Им, как и аульным и волостным старшинам, вручали бронзовый знак и печать. Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии. уездные суды. Хотя в Сырдарьинской области сохранился суд казиев. роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. В каждой волости избирались от 4-х до 8 ми биев. Утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судебной системы. Реформы 1867-1868 гг. создала предпосылки для освоения богатств края. Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество — уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые промышленные предприятия. (последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы)

0 голосов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *