Навигация по всем темам новейшей истории находится тут.
В середине 1980-х годов Казахстан входил в состав СССР в качестве союзной республики — Казахская ССР.
Флаг Казахской ССР
Флаг Казахской ССР
Историческая справка
Казахская Советская Социалистическая Республика — республика, входившая в состав Союза ССР. Образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920 года со столицей в Оренбурге. В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924—1925 годах все казахские земли объединились. Тогда же Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР. В марте 1930 года от нее была отделена Каракалпакия, позже переданная в состав Узбекской ССР. 5 декабря 1936 года Казахской АССР был придан статус союзной республики с названием Казахская Советская Социалистическая Республика. 10 декабря 1991 года название государства «Казахская Советская Социалистическая Республика» было изменено на «Республика Казахстан». 16 декабря 1991 года Казахстан объявил о своей независимости. До установления символов Казахстана еще предстоит немалый путь.
Карта Казахской ССР
Для понимания событий позднесоветского периода (1985-1990 гг.) в Казахстане, приведших к возникновению независимого государства, необходимо рассмотреть иерархию управленческой (политической и экономической сфер) структуры Советского Союза. Это позволит понять сущность управленческого механизма, концепцию кризиса во взаимоотношениях между центром и республикой, что в свою очередь облегчает задачу изучения истории советского Казахстана, и раскрывает истоки становления республики в новых условиях.
В политической структуре СССР существовало 4 ветви власти: политическая, административная, представительская и контрольная.
Административная ветвь была образована государственными органами управления производством, распределением, потреблением, учетом, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами.
Представительская ветвь была образована Советами народных депутатов и их органами управления.
Контрольная ветвь была сформирована государственными органами, в функцию которых входили законо- и нормоохранительная деятельность (прокуратура, народные суды, Государственный арбитраж, Комитет народного контроля, Госатомнадзор и аналогичные общегосударственные контрольные институты), а также структурными подразделениями министерств и ведомств, осуществляющими надзор за соблюдением норм и правил (санитарно-эпидемиологические станции Минздрава, охотин- спекции и др.).
Политическая ветвь — Коммунистическая партия Советского Союза, которая, согласно параграфу 6 Основного закона государства, была элементом общей структуры власти. Ветвь политического руководства
Историческая справка
Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) — единственная политическая партия в Советском Союзе (СССР) в 1920-1991 гг. В б-й статье Конституции СССР 1977 года сказано, что «вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма». После провала путча ГКЧП в августе 1991 года деятельность партии была приостановлена. Указом от 6 ноября 1991 года деятельность КПСС была прекращена, ее организационная структура — распущена.
возглавлялась Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС, которому были подчинены секретарь ЦК — руководитель Секретариата ЦК, и секретари ЦК КПСС, курирующие отдельные сферы управления. Существовало по меньшей мере два уровня иерархии секретарей. К первому уровню относились секретари — члены Политбюро, ко второму, секретари ЦК партий союзных республик и первые секретари обкомов партии. Следующий уровень иерархии политического руководства составляли заведующие отделами ЦК КПСС, осуществляющие политическое руководство пропагандой, наукой, образованием и просвещением, культурой, строительством, машиностроением, административными органами и всеми другими сферами государственной жизни.
Административная ветвь возглавлялась Председателем Совета Министров СССР, и включала глав союзных министерств и ведомств, председателей Госкомитетов Совета Министров СССР. Связи в административной ветви осуществлялись через коллегии, куда входили министры, первые заместители и заместители министров, начальники ведущих главков и управлений.
Представительскую ветвь власти возглавлял Председатель Президиума Верховного Совета СССР, которому были подчинены первый заместитель и заместители — представители всех союзных республик. Следующий уровень иерархии в этой ветви — председатели палат Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, которые координировали деятельность председателей постоянных комиссий палат Верховного Совета. Члены постоянных комиссий представительской ветви, выбирались из числа депутатов Верховного Совета. Высшие уровни исполняли решения, принятые высшим законодательным органом представительской власти — сессией Верховного Совета СССР, координирующей деятельность административной и контрольной ветвей власти. Координирующими органами выступали заседания постоянных комиссий Верховного Совета, палат Верховного Совета и Президиума Верховного Совета СССР — рабочего органа представительской ветви.
Контрольная ветвь специфична тем, что в ней отсутствовал первый руководитель. На самом высшем уровне иерархии задано существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного контроля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР, специализированные государственные контрольные институты.
Политбюро ЦК КПСС было образовано высшими руководителями всех ветвей власти, кроме контрольной. Это отражало роль права и правоохранительных органов в функционировании системы управления об-
ществом. Координирующая роль Политбюро ЦК КПСС осуществлялась Пленумом ЦК КПСС, в работе которого принимали участие высшие руководители государства и партии, а также руководители республиканских и областных парторганизаций, деятели науки и культуры.
Высшим координирующим органом, осуществлявшим стратегическое управление, являлся съезд КПСС. В функции съезда входили выборы ЦК КПСС и определение основных направлений политического и экономического развития страны на большие промежутки времени — «пятилетки».
В представительских формах координирующие органы направляли деятельность только трех ветвей власти — административной, представительской и контрольной. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял функции оперативной координации деятельности. Он принимал указы, другие нормативные акты, которые становились законами после утверждения сессией Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили все высшие руководители ветвей власти, в том числе и контрольной. Сессия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, являлась высшим координирующим органом власти в области право- и нормотворчества, а также в назначении на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях. Сессии Верховного Совета СССР собирались два раза в год, обычно после пленумов ЦК КПСС.
Функционирование системы управления обществом определялось съездом КПСС, который задавал цели развития и средства их достижения на пять лет.
Историческая справка
Союз Советских Социалистических Республик был создан 30 декабря 1922 года, занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира. После Второй мировой войны СССР, наряду с США, был сверхдержавой. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма, а также был постоянным членом Совета Безопасности ООН.
В 1989—1990 годах все республиканские Верховные Советы приняли декларации о государственном суверенитете, некоторые из них — декларации независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведен Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но центральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. За неудавшимся государственным переворотом ГКЧП последовало официальное признание независимости прибалтийских республик. Официально СССР прекратил свое существование 26 декабря 1991 года.
Высшему уровню управления страной был субординирован уровень «Союзная республика». В нем сохранялись все отношения, государственного уровня. Иерархии административной, политической, представительской и контрольной ветвей власти были устроены так же, как и на высшем уровне управления. Отличие касалось административной ветви, где существовали предприятия и организации, подчиняющиеся непосредственно союзным министерствам и ведомствам. Управление такими организациями координировалось партийными органами республики.
Координационные отношения осуществлялись через коллегии министерств и ведомств, Советы Министров, коллегии бюро Советов Министров, Президиумы Верховных Советов республик, бюро партийных комитетов, пленумы и съезды партий.
В системе управления областью происходило дальнейшее ветвление административной, представительской и контрольной ветвей.
Административная ветвь на уровне области включала предприятия союзного и республиканского подчинения, которые не были связаны никакими координационными отношениями с местными органами власти. Влияние на их деятельность могли оказывать лишь органы политического управления — обкомы КПСС. Предприятия и организации областного подчинения, вопреки своему названию, имели двойное подчинение: исполкомам местных Советов депутатов трудящихся и республиканскому министерству.
На областном уровне представительская и административная ветви (разделенные на республиканском и союзном уровнях), образовывали в дополнение к четырем ветвям власти, специфичных для высших уровней управления, еще две: административно-контрольную и контрольноисполнительскую.
Руководители предприятий непосредственно подчинялись заместителям союзных и республиканских министерств. Первые заместители руководителей предприятий и организаций были подчинены руководителям предприятий.