Особенностью 1990 года была ускоренная политизация общества: в результате отмены 6-й статьи Конституции СССР в Казахстане открылась дорога многопартийности.
Демонстрация в Алматы, повлекшая за собой новые течения
Демонстрация в Алматы, 1990 год
Демократические процессы в республике привели к сентябрю 1988 года образованию 300 неформальных групп.
Одним из первых и крупных движений стало движение «Невада — Семипалатинск», созданное по инициативе известного поэта О.Сулейменова весной 1989 года. О подобных событиях, сыгравших важную роль в становлении общества Казахстана, читайте в датах и событиях.
Целью движения являлось закрытие Семипалатинского и других испытательных полигонов.
Посетив в августе 1991 года Семипалатинский ядерный полигон, Н.А. Назарбаев объявил о созыве специальной сессии Парламента, на которой развернулись бурные дебаты о закрытии испытательного полигона полвека травившего землю Казахстана. В завершение сессии Президент Казахстана 29 августа объявил своим Указом о закрытии полигона.
Олжас Сулейменов
24 апреля 1990 года Верховный Совет учредил должность Президента Казахской ССР, приняв Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР».
Документ эпохи
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСКОЙ ССР
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН) КАЗАХСКОЙ ССР
из Закона Казахской ССР
24 апреля 1990 г.
В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в республике глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления Казахской ССР Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Учредить пост Президента Казахской Советской Социалистической Республики
Дополнить Конституцию Казахской ССР новой главой 12/1 следующего содержания:
ГЛАВА 12/1 ПРЕЗИДЕНТ КАЗАХСКОЙ ССР
Статья 114. Главой Казахской Советской Социалистической Республики является Президент Казахской ССР.
Статья 114/1. Президентом Казахской ССР может быть избран гражданин Казахской ССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет, постоянно проживающий на территории Казахской ССР не менее десяти лет, владеющий казахским и русским языками. Одно и то же лицо не может быть Президентом Казахской ССР более двух сроков подряд.
Президент Казахской ССР избирается гражданами Казахской ССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента Казахской ССР не ограничивается. Выборы Президента Казахской ССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Порядок выборов Президента Казахской ССР определяется Законом Казахской ССР «О выборах Президента Казахской ССР».
Президент Казахской ССР не может быть одновременно народным депутатом Казахской ССР или местного Совета народных депутатов.
Президент Казахской ССР вправе участвовать в работе Верховного Совета Казахской ССР, Президиума Верховного Совета Казахской ССР и председательствовать на заседаниях Совета Министров Казахской ССР.
Лицо, являющееся Президентом Казахской ССР, может получать заработную плату только по этой должности.
Статья 114/ 2. При вступлении в должность Президент Казахской ССР приносит присягу на заседании Верховного Совета Казахской ССР.
Статья 114/ 3. Президент Казахской ССР:
выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан на территории республики, Конституции и законов Казахской ССР;
принимает необходимое меры по охране суверенитета, безопасности, территориальной целостности республики; обеспечивает соблюдение союзного договора;
представляет Казахскую Советскую Социалистическую Республику внутри страны и в международных отношениях;
‘ 4) представляет Казахскую Советскую Социалистическую Республику в Совете Федерации СССР;
5) способствует осуществлению Советами народных депутатов полновластия; обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления Казахской ССР;
! : 6) представляет Верховному Совету Казахской ССР ежегодные доклады о положении республики и периодически информирует Верховный Совет Казахской ССР о наиболее важных вопросах внутриполитической и внешнеполитической деятельности Казахской ССР;
представляет Верховному Совету Казахской ССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров Казахской ССР, Председателя Комитета народного контроля Казахской ССР, Председателя Верховного Суда Казахской ССР, Главного государственного арбитра Казахской ССР; входит с представлениями в Верховный Совет Казахской ССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда Казахской ССР;
ставит перед Верховным Советом Казахской ССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров Казахской ССР; по согласованию с председателем Совета Министров Казахской ССР осво-
бождает от должности и назначает членов Правительства Казахской ССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета Казахской ССР;
подписывает законы Казахской ССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет Казахской ССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет Казахской ССР большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Казахской ССР подтвердит ранее принятое им решение, Президент Казахской ССР подписывает закон;
вносит предложения в Комитет конституционного надзора СССР о соответствии законов СССР, затрагивающих интересы Казахской ССР, Конституции СССР и Казахской ССР;
обращается к Президенту СССР с ходатайством о приостановлении действия постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, противоречащих интересам Казахской ССР; опротестовывает в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов управления, противоречащие интересам Казахской ССР и приостанавливает действие опротестуемых актов на территории Казахской ССР;
приостанавливает действие постановлений и распоряжений Совета Министров Казахской ССР, актов министерств и государственных комитетов Казахской ССР в случае несоответствия их Конституции Казахской ССР и законом Казахской ССР;
ведет переговоры и подписывает международные договоры Казахской ССР;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей Казахской ССР в иностранных государствах и при международных организациях;
присваивает почетные звания Казахской ССР и награждает государственными наградами Казахской ССР;
решает вопросы принятия в гражданство Казахской ССР, предоставления убежища;