ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

Несколько семей близких по крови родственников составлял первую общественную ячейку казахов  аул которым управлял аулбасы. Управляемые аксакалом старейшиной несколько казахских аулов объединенных родственными связями до седьмого поколения составлял ата аймак.Объединение из десяти или пятнадцати аймаков составляло род которым руководил рубасы. Объединение из нескольких родов составляло арыс которым управлял бий. Объединение из нескольких арысов составляло улус которым руководил султан. Объединение из нескольких улусов составлял жуз которым руководил хан. Правившие родами бии и батыры были ответственны перед ханом.Хан в казахском обществе избирался султанами из числа султанов. В казахском обществе претендовать на ханский титул могли султаны. Небольшие военные отряды служившие при хане помогавшие ему в походах и в хозяйстве назывались толенгуты.Классовая борьба на территории Казахстана в XV XVIII вв. преимущественно выражалась в форме откочевки изпод власти правителя.При кочевом и полукочевом скотоводстве сезонные пастбища делились на четыре типа и места осенних стоянок назывались кузеу. При кочевом скотоводстве для казахских аулов основную угрозу составлял джут.На рубеже XVIXVII вв. столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город Сыгнак. Главным религиозным центром всего Казахстана был город Туркестан. В XVI в. город Сауран был более всего известен как неприступная крепость. Одной из причин угасания жизни городов на юге Казахстана в XVI XVII вв. являются джунгарские нашествия они имели особенно бедственные последствия для культуры казахского народа.В период Золотой Орды и Белой Орды официальным языком был кыпчакский. Казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык в XV в.Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVIXVII в. является сочинение Кадыргали Джалайри Джами аттауарих произведение написано арабским алфавитом на казахском языке. Кадыргали Джалайри свой труд посвятил и передал русскому царю Борису Годунову.Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. ТарихиРашиди Мухаммеда Хайдара. Этот бесценный для исторической науки труд написан на персидском языке.Историю династии хана Джучи историю Южного и Западного Казахстана XIII XIV вв. описывает исторический труд середины XVI в.  Шынгыснаме. В 40х годах XVI в. Усман Кухистани в книге Тарихи Абулхаирхани написал историю правления хана кочевых узбеков  Абулхаира.

1 голос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *